//

А. Павленко: о спецрежиме НДС и сотрудничество с МВФ

pavlenkoВедущая отрасль украинской экономики – сельское хозяйство – оказалась под угрозой потери стимулов для дальнейшего развития. Я не раз подчеркивал, что отечественный агросектор имеет сверхвысокий потенциал, но для его реализации аграриям крайне необходима поддержка. В мировой практике не существует примеров, когда любая отрасль национальной экономики демонстрировала успехи без инвестиций и, прежде всего, без содействия со стороны государства.

Украинские сельхозпроизводители редко жаловались на свое бедственное положение, несмотря на то, что за все годы независимости государство почти не выделяло средства на их развитие.

Зато более 90% общего объема господдержки аграриев составила косвенная помощь в виде благоприятной налоговой политики.

Так, начиная с 1998 года, для агросектора действовал специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость, который позволял аккумулировать средства с НДС на специальных счетах для собственных нужд производителей.

Вместо НДС аграрии платили фиксированный сельскохозяйственный налог 0,45% от стоимости земли. Такие правила позволили в 2014 году дополнительно инвестировать в производство около 24 млрд грн: 19800000000 грн – благодаря спецрежиму НДС, 3600000000 грн – благодаря единственному фиксированном налоге.

В 2015 году крестьяне инвестировали 32 млрд грн: 28 млрд грн и 4 млрд грн соответственно.

Ситуация в корне изменилась с 1 января 2016 года, когда вступили в силу изменения в Налоговый кодекс и нормы нового бюджета. Отныне для сельхозпроизводителей введена дифференцированная система действия спецрежимов налогообложения по видам сельскохозяйственных операций.

В частности, производители зерновых и технических культур должны перечислять в госбюджет 85% суммы НДС, остальные – на спецсчета, открытые предприятиям. По сравнению лучшие условия получили животноводы, которые обязаны платить государству 20% НДС, используя в своих целях 80%.

По всем остальным сельскохозяйственными операциями налог распределяется 50 на 50: половину аграрии платят в бюджет, половину оставляют себе. Кроме того, с 0,45% до 0,81% выросла ставка единого фиксированного налога. Только в 2016 году за использование пашни и пастбищ производители заплатят 2100000000 грн.

В условиях отсутствия прямой бюджетной поддержки спецрежим налогообложения оставался для аграриев единственным эффективным инструментом государственной помощи. Отказ от налоговых льгот приведет к потере 27 млрд грн оборотных средств, что повлечет разорение многих компаний или заставит их укрыться в “тень”.

В дополнение следует ожидать повышения стоимости продукции и падения производства на 4,3-4,5% – 30 млрд грн. Как следствие, снизятся объемы валовой аграрной продукции, уменьшится количество рабочих мест, сократятся объемы валютной выручки от экспорта сельскохозяйственной продукции в размере около 1 млрд долл.

Важным аспектом неутешительных для сельского хозяйства новаций также усложнение механизма налогового администрирования НДС, прежде всего, введение распределения положительной разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита НДС по указанным выше видам операций.

Это приведет к увеличению в несколько раз нагрузки на работников финансово-бухгалтерской службы сельскохозяйственных предприятий.

К тому же многие малые и средние фермерские хозяйства не имеют не только технических средств, но и достаточно квалифицированных кадров финансово-бухгалтерской службы для освоения такой сложной системы администрирования средств НДС. Это приведет к ошибкам и начисления штрафов фискальной службой.

Важно и то, что спецрежим налогообложения ранее действовал автоматически, исключая возможность вмешательства государства, а следовательно – и коррупционную составляющую. Это существенно уменьшало трудоемкость и затраты на администрирование налогов.

Неудивительно, что представители отрасли начали бить тревогу. Только за январь-февраль 2016 году до Минагрополитики поступило более 200 обращений от представителей всех ветвей и уровней власти о необходимости восстановления действия спецрежимов налогообложения аграрных предприятий. За все 2015 министерство получило 100 таких обращений.

Безусловно, министерство разделяет беспокойство аграриев, поэтому мы последовательно отстаивали позицию сохранения спецрежимов налогообложения сельхозпроизводителей. Однако сложность проблемы требует более гибкого подхода.

Мы осознаем, что изменение налоговой политики в АПК – это одна из ключевых требований МВФ в рамках программы расширенной поддержки украинской экономики.

Поскольку продолжение сотрудничества с МВФ, получение новых кредитных траншей – это залог финансовой стабильности нашей страны, а отмена льготного налогообложения аграрного сектора – одна из приоритетных условий такого сотрудничества, мы должны осознавать ответственность за состояние отечественной экономики в целом.

Очевидно, есть смысл отказаться от апелляции и строгих полярных позиций в решении проблемы, прекратить категорически настаивать только на крайних альтернативах – вернуться к спецрежима налогообложения или полностью его отменить. Ситуация объективно сложная и требует компромиссных подходов.

Финансовая стабильность – одна из важных предпосылок успешной посевной кампании, является гарантией продовольственной безопасности страны и основой экспортного потенциала.

Внесены изменения в систему налогообложения аграриев стали компромиссом, который поддержали парламентарии и президент. Однако это не означает, что данный вариант не может быть усовершенствован. Рабочая группа под эгидой Минагрополитики уже наработала предложения относительно возможного урегулирования проблемы.

В частности, целесообразно рассмотреть варианты налогообложения 50 на 50, когда аграрии будут получать возмещение половины суммы НДС, или оставить возможность 100-процентной аккумуляции НДС только для малых фермерских хозяйств.

Кроме того, по инициативе министерства состоялись рабочие встречи с представителями Минфина, ДФС, Минэкономики, агробизнеса, общественности и облгосадминистраций относительно путей преодоления проблем, возникших в связи с действующими изменениями.

Позитивные сигналы звучат и от МВФ, представители которого в Украине готовы работать над упрощением механизма администрирования налогов.

Однако хочу еще раз подчеркнуть: при разработке любого решения мы должны помнить, что возвращение к старой системе ставит под угрозу дальнейшее сотрудничество с МВФ, а соответственно – и финансовую стабильность нашей страны.

Минагрополитики не будет причиной срыва программы сотрудничества с фондом. Мы не допустим провала посевной и колебаний валютного курса. В то же время мы не можем игнорировать крики отчаяния наших аграриев и позволить отрасли упасть вследствие прекращения всякой поддержки со стороны государства.